Адрес296000, Российская Федерация, Республика Крым, Красноперекопск, Ломоносова, 1

Контакты администрации +7(365)652-10-78 school1upk@mail.ru

Рекомендации администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений по работе с учащимися, уличенными в телефонном хулиганстве

Чаще всего к телефонному хулиганству прибегают дети, в той или иной мере переживающие кризисное состоя­ние. Именно это состояние может вызвать негативные изменения в восприятии окружающей обстановки для переживающих его. Эти изменения часто происходят неожиданно и приводят человека к ощущению своей уязвимости и беспомощности. Такими кризисами для ребенка могут стать: сложные взаимоотношения с род­ными и близкими, конфликтные ситуации с педагога­ми, нарушенные взаимоотношения со сверстниками, а также несчастный случай с учащимся, смерть близких, знакомых (особенно самоубийство), грубое насилие (например, групповые «разборки»), захват заложников, пожар в школе или природные бедствия (например, наводнение или ураган) и др.

Любые ситуации легче предотвращать, чем исправ­лять. Именно поэтому так важна профилактическая работа по предупреждению кризисных ситуаций в школе, к числу которых можно отнести и хулиганские телефонные звонки, называемые «телефонный терроризм». Пытаясь совладать с психологическими и эмоциональ­ными последствиями совершенного поступка, некото­рые дети и подростки могут отрицать либо факт самого происшествия, либо его значение. Учащиеся (воспитанники), которые используют отрицание как средство справиться с про­изошедшей ситуацией, должны быть уличены в мягкой, но прямолинейной манере. Подобная ситуация может вызвать гнев и негодование ребенка. Со временем и при поддержке взрослых учащийся (воспитанник), как правило, начинает понимать реальность произошедшего. На всех этапах работы с учащимся, уличенным в те­лефонном хулиганстве (терроризме), со стороны об­разовательного учреждения должна быть обеспечена психолого-педагогическая поддержка. Психолог либо классный руководитель участвуют во всех беседах, проводимых с ребенком специалистами правоохра­нительных органов. В сложившейся ситуации важно помнить и об обязательной психолого-педагогичес­кой работе с родителями учащегося. Учителя проводят большое количество времени со своими учениками и, достаточно хорошо зная их, спо­собны оказать ребятам своевременную помощь. Од­нако самим педагогам необходимо быть спокойными и контролировать своих учеников в то время, когда они могут испытывать прилив эмоций, связанных со сложившейся ситуацией.

Ниже обозначены действия, которые могут пред­принять учителя для работы со своими учениками в случае совершения ими телефонного хулиганства и в других подобного рода ситуациях:

После получения информации, связанной с проис­шествием, и разрешения руководителя образовательного учреждения педагогам следует проконсультироваться со школь­ным психологом или специалистом антикризисного подразделения относительно наиболее удачной стра­тегии в работе в подобных ситуациях.

Учащемуся обязательно нужно предоставить возмож­ность объяснить свои эмоции и поступки относитель­но произошедшего. Необходимо поговорить со школь­ником, уличенным в телефонном хулиганстве, о том, что он может испытывать в связи с произошедшим (к примеру, сильные негативные эмоции, чувство стра­ха, обиды, мести и т.п.).

Учителю нужно помнить, что период прохождения сильных эмоциональных реакций после заверше­ния ситуации обычно длится от одной до шести не­дель. Поэтому некоторые ученики могут отреаги­ровать на произошедшее днями или неделями поз­же. Учителя должны иметь в виду это и оставаться настороже некоторое время после событий. Неко­торые дети могут пытаться убедить окружающих, что они не задеты этим событием, а потом внезап­но продемонстрировать сильную эмоциональную реакцию.

Когда ученик сможет поделиться своими чувствами, учителям необходимо выслушать его в некритичной и не оценивающей манере.

Ученику должна быть предоставлена возможность выразить происшедшее через различные средства коммуникации, например, письмо. Важно, чтобы учителя контролировали свои эмоции во время работы с учащимися. Задача эта доволь­но трудная, если принять во внимание, что педагоги сами могли быть серьезно «задеты» сложившейся ситуацией. Дети имеют привычку смотреть на взрос­лых, чтобы подражать их реакции. Учитель, испыты­вающий эмоциональные трудности, может быть не лучшим примером для подражания. Если классный руководитель не в состоянии адекватно действовать в сложившейся ситуации, то другой педагог должен немедленно заменить его или помочь в работе. Учащийся, прибегнувший к телефонному хулиганству, в той или иной мере переживает кризисное состоя­ние (состояние дисбаланса). Агрессия может являть­ся последствием данного состояния ребенка. В сложившейся обстановке классному руководителю важ­но выявить объективную причину поведения учащего­ся и дать оценку сложившейся ситуации. В некоторых случаях для решения этой задачи необходимо обра­титься за помощью к школьному психологу.

При самостоятельной работе с учащимся классному руководителю следует:

  • постараться определить, что тревожит учащегося, вовлекая его в беседу о том, что с ним происходит;
  • попытаться узнать, что конкретно причиняет ему беспокойство в данный момент;
  • выявить наиболее актуальную личную проблему школьника (с точки зрения его самого);
  • выявить те проблемы, которые могут быть решены непосредственно с помощью учителя или другого взрослого;
  • совместно с учащимся продумать, что может препятствовать решению проблем;
  • обсудить, что можно сделать с наибольшей эффек­тивностью в кратчайшие сроки, чтобы справиться с проблемой;
  • постарайтесь заметить сходство данной ситуации с предшествующими инцидентами.

В целях предупреждения противоправных действий со стороны учащихся классные руководители долж­ны стараться выявить школьников, которые находят­ся в кризисных состояниях и нуждаются в индивиду­альной помощи и поддержке. К ним относятся учащи­еся, которые:

  • в течение длительного времени не выполняют школьные задания при условии, что большинство сверст­ников справляются с работой;
  • отличаются высоким уровнем эмоциональных ре­акций, например агрессивностью, плачем, слезливо­стью;
  • часто находятся в депрессивном состоянии, а так­же нежелающие общаться;
  • отличаются низкой успеваемостью и слабым уров­нем концентрации внимания;
  • имеют суицидальные идеи или преднамеренно на­носят себе повреждения, например, ранят себя;
  • замечены в употреблении алкоголя или наркотиков, других психоактивных веществ;
  • набирают или теряют значительный вес за корот­кий период времени;
  • перестают обращать внимание на личную гигиену.

С течением времени, при правильной поддержке со стороны школьного персонала и семьи, учащийся сможет адекватно оценить свой поступок. Он станет позитивно рассматривать все предъявляемые ему требования. Однако есть учащиеся, которые будут продолжать переживать кризисные состояния и испытывать поведенческие проблемы в школе. Этим школьникам потребуются дальнейшая индивидуаль­ная помощь.

 

Дата публикации —

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie