Адрес296000, Российская Федерация, Республика Крым, Красноперекопск, Ломоносова, 1

Контакты администрации +7(365)652-10-78 school1upk@mail.ru

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом образовательных потребностей в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ

Выступление на январской конференции психолога Т.И. Грелюк

IMG_20170116_143719.jpg

Хочу начать свое выступление  словами советского психолога Льва Семеновича Выготского:

 «Вероятно, человечество победит раньше

или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие,

 но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически»

 В своем высказывании он выразил надежду, что общественное сознание быстрее достижений науки способно принять в свой круг людей с ограниченными возможностями здоровья.

Организуя с 2009 года классы с коррекционным обучением в СОШ № 1 коллектив школы стремился реализовать главную задачу социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе.

Кроме общеобразовательных классов в школе  функционирует 5 классов коррекционной направленности. На  начало 2016-2017 учебного года в школе обучается 71 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, из них 62 обучающихся коррекционных классов, 21 человек находятся на надомном обучении. Среди наших учеников -  27 дети-инвалиды, имеющие различные  диагнозы и требующие особого педагогического подхода. С 1 сентября 2016 года в первом коррекционном классе дети начали обучение по адаптированным образовательным программ согласно Федеральным государственным  образовательным стандартам начального общего образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

Из 71 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья около 63 имеют  различные нарушения речи, в том числе и тяжелые. Эти дети нуждаются в усиленной коррекционной работе. С целью полного охвата всех детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении в школе выделена еще одна ставка учителя-логопеда, за счет внутренних резервов.

С учетом особенностей детей с ОВЗ, которые начали обучение в школе раннее,  и прогнозируя перспективу в части реализации ФГОС НОО ОВЗ создана определенная материально-техническая база. Реализована Федеральная целевая программа «Доступная среда», в рамках которой оборудованы по новым технологиям: сенсорная комната;   логопедический кабинет, созданы условия для доступности среды: пандус, туалетные комнаты оборудованы в соответствии с требованиями. Мы благодарны администрации города и городскому совету за внимание к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительно, к финансированию из федерального бюджета выделены средства из местного бюджета для ремонта логопедического кабинета в соответствии со стандартами. За счет субвенций закуплены наглядные пособия, дидактический материал, инструменты, специальная мебель для обустройства логопедического кабинета.

Также за счет средств субвенции дети обеспечены учебниками 7, 8 видов, пособиями в достаточном количестве. С того времени, когда коррекционные классы были переведены на базу нашей школы учебный план этих классов качественно в полном объеме выполнить было невозможно из-за отсутствия помещения для занятий ритмикой, которая является обязательной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря тому, что руководство города с пониманием отнеслись к этой проблеме, уже выполнена проектно-сметная документация по ремонту  зала, где будут созданы условия и для проведения занятий ритмикой и гимнастикой, выделены средства из местного бюджета на реализацию данного проекта в 2017 году. Работа по совершенствованию  материально-технической базы будет продолжена.

В школе созданы необходимые условия для осуществления социально-психологического патронажа детей с особыми потребностями, работают: учитель- логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Осуществляется ряд психолого-коррекционных мероприятий. Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум школы. В планы работы психологической службы включены мероприятия по проведению индивидуальных консультаций с детьми-инвалидами и их родителями. В программу развития школы добавлены мероприятия по введению  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью. В годовой план работы школы внесен перечень диагностических и коррекционных мероприятий направленных на реализацию ФГОС НОО ОВЗ. Проведен ряд мероприятий:

  1. Разработаны необходимые локальные акты в рамках введения ФГОС НОО ОВЗ
  2. Создана рабочая группа по сопровождению внедрения ФГОС ОВЗ;
  3. Разработана и утверждена Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ЗПР.

Базовому учебному заведению, которое обеспечивает равный доступ к образованию детей с ОВЗ нужны ресурсы, возможности и талантливые педагоги, подготовленные к обучению разных детей, имеющие необходимые знания и навыки для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому 6 педагогов  нашей школы прошли курсы и получили удостоверения о повышении квалификации Московского городского педагогического университета, и продолжают обучаться, участвуют в различных республиканских семинарах, конференциях регионального уровня, приняли участие в педагогических вебинарах проводимых  Центральной психолого-медико-педагогической комиссией  по темам «Подготовка к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с  ОВЗ» «Специфика составления Адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ разных нозологий». Педагог-психолог в сентябре 2016 года в Краснодаре прошла курсы повышения квалификации по введению и реализации ФГОС НОО ОВЗ.

В школе проведены семинары: для учителей «Технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ», «Реализация индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы».

С целью повышения уровня толерантности и компетентности родителей рабочей группой психолого-педагогического сопровождения был проведен семинар-практикум «Школа - территория для всех», родительское собрание  для родителей 1 класса «Что должны знать родители о ФГОС НОО ОВЗ».  А также планируется проведение цикла родительских лекториев для родителей «Воспитание в семье ребенка с ОВЗ».

С детьми с особыми потребностями проводятся коррекционные занятия прикладного характера, используются методы арттерапии, психогимнастики, релаксации. Созданы условия для функционирования театрального кружка для детей с ОВЗ.

Также важной составляющей реализации ФГОС НОО ОВЗ является обеспечение не только технических условий, но и создание благоприятного психологического климата. Для обучающегося с особым потребностями важно как он будет принят коллективом, не будет ли испытывать дискомфорт. Поэтому в нашей школе система воспитательной работы построена таким образом, что все дети инклюзивного обучения, обучающиеся в коррекционных классах активно, наравне с учениками  из общеобразовательных классов принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, что дает возможность им общаться в коллективе детей, проявлять свои способности.

В работе с детьми с ОВЗ  и их родителями мы используем педагогические технологии такие как:

  1. технология разноуровневого обучения;
  2. коррекционно-развивающие технологии;
  3. технология проблемного обучения;
  4. метод проектов;
  5. игровые технологии;
  6. информационно-коммуникационные технологии;
  7. нравственная технология;
  8. здоровьесберегающие технологии.

Используя принципы педагогики и психологии мы строим свои отношения с детьми с ОВЗ и их родителями в рамках основного постулата медиков «Не навреди».

        В этой связи огромную роль играет раннее выявление детей с особенностями.

Хотелось бы обратить внимание на сложности при  формировании и наборе первых коррекционных классов. Причиной этого является отрицание родителями особенностей ребенка и страх перед зачислением в коррекционный класс. 

Поэтому одной из своих задач мы видим налаживание системы взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями в части раннего выявления детей с ОВЗ и информирования их родителей. Отсутствие такой взаимосвязи между дошкольными учреждениями и школами приводят к тому, что дети после обучения в течение 2-3 лет по общеобразовательной программе вынуждены по рекомендациям ТПМПК продолжить обучение по Адаптированным образовательным программам. Это снижает эффективность коррекционной работы и способствует появлению сопутствующих осложнений психического и поведенческого характера.

Мы надеемся на совместную, слаженную, скоординированную  работу с детскими садами, школами, ТПМПК в рамках  реализации  ФГОС НОО ОВЗ, опираясь на ст. 79 «Организация  получения образования обучающимися с ОВЗ» ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

В конечном итоге это - реализация государственной политики в основе которой лежит забота о маленьком человеке с ограниченными возможностями здоровья, понимание того, что для него крайне важно получать образование без отрыва от семьи, от тех, кто ему близок и дорог, в соответствующих условиях.

Как видим, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в первую очередь зависит не только от наличия пандусов и подъемников, но и от внимательного отношения учителей, классного руководителя, психологической службы учебных заведений и социума в целом. И тогда действительно человечество сможет победить социально и педагогически не только слепоту и глухоту как физические пороки, но слепоту моральную, позволив увидеть и принять в общество людей с ограниченными возможностями здоровья и дать им возможность для самореализации.

 

Дата публикации — 02 февраля 2017

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie